Вертикальные резервуары — это контейнеры, чаще всего цилиндрической формы, размещенные на поверхности земли, используемые для хранения, приема и доставки жидких продуктов.
В основном, они объединены в блоки, с небольшими расстояниями друг от друга. Помимо самих резервуаров, в такие объединения входят трубопроводы и насосное оборудование, соединяющие все элементы группы. Это также могут быть устройства контроля жидкости, защиты от пожаров и охраны внешней среды.
В них могут храниться:
- Сырая нефть;
- Нефтепродукты;
- Авиационный керосин (авиатопливо);
- Продукты химической промышленности;
- Питьевая вода, а также вода производственного назначения;
- Пищевые продукты (растительные масла, сиропы, вино и т.д_
Резервуары вертикального типа имеют форму цилиндра и производятся объемом от 100 до 120 000 м3. По специальному заказу возможно сделать емкость вместимостью более 120 000 м3. Существует два способа их изготовления: рулонная прокатка и листовая сборка. Материалом для создания служит сталь, которая обладает коррозионной стойкостью, а также повышенной износостойкостью. Например, подойдут такие марки стали как: 09Г2С-13 (ГОСТ 19281), 12Х18Н10Т, 08Х18Н10Т, 14X17H2 или 10Х14Г14Н4T (ГОСТ 5632).
Конструктивные элементы резервуаров
Особое внимание уделяется конструкции крыши. Она может быть плоской, конической, куполообразной; с понтоном или без него; он также может быть плавающей. Выбор конструкции верха зависит от типа, размера и других параметров контейнера.
На резервуарах малого объема используется крыша в форме конуса без каркаса с углом наклона 15 – 30 градусов; при применении контейнера средних размеров кровля изготавливается сферической (без каркаса) или конической (с каркасом); на бо́льшие объемы помещается круглая каркасная крыша.
- РВС – это емкость с неподвижной крышей без понтона. Эти контейнеры подходят для хранения легковоспламеняемых веществ, с малой летучестью. Есть возможность хранения продуктов с большей летучестью, но тогда конструкция РВС дополняется вспомогательными установками и устройствами для отслеживания и нейтрализации паров веществ.
- РВСП – это сооружение с фиксированной крышей и понтоном. Понтон выглядит как покрытие в форме диска, размещенное на зеркале продукта, которое необходимо для уменьшения темпа наполнения резервуара испарениями веществ. Этот тип также подходит для продуктов с высокой температурой воспламеняемости.
- РВСПк – это резервуары с плавучей крышей, на поверхности изделия. Основным преимуществом использования данного типа является практически полное отсутствие потерь продукта из-за его испарения.
Толщина стенок определена в ГОСТ 52910-2008 и напрямую зависит от диаметра емкости: чем больше значение ее диаметра, тем большей должна быть толщина стенок.
Существует 4 класса опасности резервуаров, которые определены его кубатурой:
- КС-3а — от 50 000 до 120 000 м3;
- КС-3в — от 10 000 до 50 000 м3;
- КС-2а — от 1000 до 20 000 м3;
- КС-2в — до 1000 м3.
Период службы сооружений полностью зависит от класса опасности, при условии соблюдения правил использования и ремонта; а также от марки стали, из которой изготовлен контейнер, также учитываются рабочая температура, условия коррозии, дефекты сварных соединений и другие факторы.
Чтобы забраться на резервуар, используются лестницы. Для контейнеров небольшой вместимости у него ставится специальная стремянка; для средних и больших размеров используются шахтные и кольцевые лестницы.
Лестницы шахтного вида устанавливаются одновременно со строительством резервуара: они размещаются на отдельном фундаменте и служат основой для строительства резервуара, если он возводится путем прокатки. Кольцевая лестница крепится к стенке контейнера.
Помимо основных своих функций такие емкости могут стать объектами для привлечения внимания. Например, из них могут быть сделаны отели. Для таких целей отлично подходят хранилища, которые уже не используются и были заброшены. Так, в Греции, за одном их побережий Пелопонесса, на берегу Адриатического моря, был открыт роскошный отель, номерами которому послужили старые емкости для виноделия, и у каждого из них есть собственный выход к морю.
Также довольно часто они становятся арт-объектами. Некоторые художники в отдельных городах мира, можно сказать, специализируются на украшении невзрачных конструкций, делая их более приятными глазу.